Цэтлікі блога для настаўнікаў

Рэклама

Дадайце наш блог у свае сацыяльныя сеткі

Папулярныя паведамлення

среда

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕК И МИР 5 КЛАСС в школах Белоруссии


ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЧЕЛОВЕК И МИР

5 КЛАСС
в школах Белоруссии 
(35 часов в год, 1 час в неделю)

1. Халиманович А.А. Человек и мир 5 класс / А. А. Халиманович [и др.]. – Минск : Нар. асвета, 2009.
2. Атлас : Человек и мир. 5 класс / под ред. А. А. Халимановича. – Минск : РУП «Белкартография», 2010.

Раздел 1. Человек и природа (25 ч)
№.
урока
Тема урока


Кол-во часов
Материал учебного пособия. Основные термины и понятия
Практические работы,
демонстрационные опыты, наблюдения
Домашнее задание

Тема 1. Природа и ее исследование (3 ч)
1
Тела и вещества живой и неживой природы. Явления
1
Тела живой и неживой природы. Природные и искусственные тела.
Явления. Вещества органические и неорганические
Демонстрационные опыты:
1. «Горение органического вещества (целлюлозы)»;
2. «Прокаливание неорганического вещества (поваренной соли)»
§ 1
Вопросы 1 - 3, задание 5
2
Первоначальные представления о строении вещества
1
Строение вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества
Демонстрация моделей атомов и молекул.
Наблюдение диффузии в жидкостях. Демонстрационный опыт «Превращение льда в воду, воды в пар»
§ 2
Вопросы 1 - 4
3
Способы исследования природы
1
Наблюдение, описание, измерение, опыт (эксперимент)
Наблюдения за явлениями живой и неживой природы
§3 Вопросы 1, 4 Оформление наблюдений
Тема 2. Космос и Земля (7 ч)
4
Космос. Звезды и созвездия
1
Космос. Звезды. Созвездия. Карта звездного неба. Наша Галактика - Млечный путь. Полярная звезда. Большая Медведица и Малая Медведица
Работа с картой звездного неба: поиск наиболее ярких звезд и отдельных созвездий.
Определение на звездном небе положения Полярной звезды и направления на север
§ 4
Вопросы 1,2, 4. Задание 5
Оформление наблюдений
5
Солнце. Солнечная система
1
Солнце. Солнце – источник жизни на Земле. Состав и строение Солнца. Солнечная система
Наблюдения неба днем
§ 5 Вопросы 1, 2, 4
Оформление наблюдений
6
Планеты
1
Планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
Наблюдения неба вечером (экскурсия в планетарий)
§ 6 Вопросы 1, 2, 3 Оформление наблюдений
7
Астероиды, кометы, метеориты
1
Астероиды. Метеориты. Кометы
Наблюдения неба вечером
§7 Вопросы 1,2, 3 Оформление наблюдений
8
Планета Земля
1
 Земля. Форма и размеры Земли, Образование и внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора

§ 8
Вопросы 1, 2, 3, 5
9
Суточное вращение и годичное движение Земли
1
Суточное вращение Земли. Смена дня и ночи. Земная ось. Полюса Земли. Годичное движение Земли. Времена года. Дни равноденствий и солнцестояний. Северное и Южное полушария. Экватор. Полярные круги и тропики
Демонстрация с помощью теллурия смены дня и ночи, сезонов года, Нахождение на карте полушарий Северного и Южного полушарий, экватора, тропиков, полярных кругов.
Наблюдение изменения положения Солнца на небе в одно и тоже время за определенный промежуток времени
§ 9
Вопросы 1, 2, 3
Оформление наблюдений
10
Луна

1
Луна - спутник Земли. Движение и вращение Луны. Фазы Луны. Солнечные затмения. Приливы и отливы
Наблюдение изменения освещенности Луны (фаз Луны).
Демонстрация с помощью теллурия солнечного затмения
§ 10
Вопросы 1, 2, 3
Оформление наблюдений
Тема 3. Горные породы и минералы (3 ч)
11
Горные породы и минералы

1

Горные породы. Минералы. Разнообразие горных пород и их распространение в земной коре
Практическая работа 1
«Определение состава гранита»
§ 11
Вопросы 1, 2, 4
12

Разрушение горных пород. Осадочные горные породы
1

Разрушение горных пород под воздействием температуры, воды и живых организмов. Обломочные горные породы — песок, глина. Осадочные горные породы: торф, известняк, соль
Демонстрационные опыты:
1. «Расширение твердых тел при нагревании и сжатие при охлаждении. Разрушение гранита под воздействием температуры»;
2. «Оседание в воде частиц песка и глины»;
3. «Выпаривание соли из раствора»
§ 12
Вопросы 1, 2, 3

13
Полезные ископаемые

1
Полезные ископаемые. Руды. Неметаллические полезные ископаемые. Горючие полезные ископаемые: торф, уголь, нефть. Роль древних растений и животных в их образовании. Твердые, жидкие и газообразные полезные ископаемые. Использование полезных ископаемых в хозяйстве
Нахождение на карте «Республика Беларусь. Физическая карта» месторождений полезных ископаемых (нефти, гранита, песков, глины, торфа)
§ 13
Вопросы 1, 2, 3
Задание 5 (по карте)
Тема 4. Почва (2 ч)
14
Почва и ее плодородие
1
Почва. Роль растений и животных в образовании почвы. Плодородие — основное свойство почвы

§ 14
Вопросы 1, 2, 3, 4
15
Состав почвы. Охрана почв

1
Состав почвы. Значение почв для человека и в природе. Сохранение почвенного покрова
Демонстрационный опыт
«Определение состава почвы»
§ 15
Вопросы 1, 3, 5
Тема 5. Воздух (4 ч)
16
Воздушная оболочка Земли (атмосфера)
1
 Воздушная оболочка Земли (атмосфера). Образование воздушной оболочки. Роль растений в изменении состава воздуха. Воздух — смесь газов
Демонстрационный опыт
«Диффузия в газах»

§ 16
Вопросы 1, 3, 4
17
Свойства кислорода и углекислого газа
1
Свойства кислорода, азота и углекислого газа. Значение кислорода для живых организмов
Демонстрационные опыты:
1. «Определение состава воздуха»;
2. «Получение углекислого газа и выявление его свойств»
§ 17
Вопросы 1, 2, 3
18

Физические свойства воздуха

1
Свойства воздуха (прозрачность, упругость, теплопроводность, расширение при нагревании). Значение свойств воздуха для природы и человека
Демонстрационные опыты:
1. «Растворение воздуха в воде»;
2. «Расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении»
§ 18
Вопросы 1, 2, 4
19

Нагревание и перемещение воздуха на Земле
1
Нагревание воздуха от поверхности Земли. Измерение температуры воздуха. Суточное и годовое изменение температуры воздуха. Перемещение холодного и теплого воздуха. Ветер (образование на примере бриза). Значение ветра для человека
Работа с картами - Нахождение гор со снеговыми вершинами
Наблюдения за измерением температуры воздуха в течение дня
§ 19
Вопросы 1, 2 ,3
Оформление наблюдений
Тема 6. Вода (5 ч)
20

Вода в природе. Планетарный круговорот воды

1
Воды Земли. Планетарный круговорот воды. Образование водной оболочки Земли

Работа с картами
Нахождение на карте «Карта полушарий. Физическая карта» океанов и морей.
Нахождение на карте «Республика Беларусь. Физическая карта» рек (Днепр, Неман, Западная Двина), озер (Нарочь) и болот
§ 20
Вопросы 1, 3, 4
21

Свойства воды

1
Свойства жидкой воды. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Пресные и соленые воды. Минеральные воды. Свойства льда
Демонстрационные опыты:
1. «Выявление свойств воды как растворителя»;
2. «Расширение воды при изменении температуры от + 4 °С до 0 °С»
§ 21
Вопросы 2, 3, 5
22

Испарение воды. Конденсация водяного пара. Образование облаков и тумана
1
Испарение воды в природе. Конденсация водяного пара — образование облаков и тумана
Демонстрационный опыт «Конденсация водяного пара»
Наблюдение за облачностью и  составление диаграммы облачности
§ 22
Вопросы 1, 2, 4. Оформление наблюдений
23
Атмосферные осадки
1
Жидкие и твердые атмосферные осадки (дождь, снег, град, иней, роса)

§ 23 Вопросы 1, 2, 3
24

Значение воды в жизни человека, животных и растений. Охрана вод
1
Значение воды в жизни человека, животных и растений. Охрана вод Земли
Демонстрационный опыт «Очистка воды фильтрованием»

§ 24 Вопросы 1, 2, 4 Задание 5
25
Обобщающее повторение
1
Вопросы обобщающего повторения



Раздел 2. Человек и общество (8 ч)
Тема 7. Природное и общественное в человеке ( 3ч)
26

Человек – часть природы. Человек – существо общественное
1
Человек — часть природы. Отличие человека от других живых существ. Человек общественное существо

§ 25
Вопросы 1, 3, 4, 5, 6
27
Возможности и способности человека
1
Возможности. Способности. Одаренность. Талант. Гениальность

§ 26
Вопросы 1, 2, 4
28

Здоровый образ жизни
1
Здоровье. Вредные привычки. Здоровый образ жизни

§ 27
Вопросы 1, 2, 4, 5
Тема 8. Человек среди людей (4 ч)
29

Человек в мире культуры
1
Культура, достижения культуры, культурное наследие

§ 28
Вопросы 1, 3, 5
30

Культура поведения
1
 Правила поведения. Конфликтные ситуации. Манеры и мода

§ 29
Вопросы 1, 2, 4, 5, 6
31

Человек —труженик
1
Труд. Виды профессий. Семейный бюджет

§ 30
Вопросы 1, 3, 4, 5. Задание 6
32
Человек-гражданин
1
Гражданин. Конституция Республики Беларусь. Гражданская позиция человека

§ 31
Вопросы 1, 2, 3, 5
33
Обобщающее повторение
1
Вопросы обобщающего повторения



Резервное время
2




ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕК И МИР 5 КЛАСС в школах Белоруссии

Цэтлікі блога для настаўнікаў

спампаваць бясплатна (78) школа (68) настаўнік (67) сцэнарыі (63) сцэнары (61) бясплатна (39) распрацоўка свята (29) канспект (16) вершы (15) свята (14) план (11) 1 верасня (10) каляндарна-тэматычнае планаванне (10) дзень ведаў (9) распрацоўкі урокаў (9) урок (9) Першы званок (8) беларуская літаратура (8) апошні званок (7) беларусь (6) выпускны вечар (6) вучань (5) каляндарныя планы (5) сцэнар вечара школы (5) тэматычныя планы (5) школьны сцэнар (5) 8 САКАВІКА (4) новы год (4) ранішнік (4) 14 лютага (3) Дзень Закаханых (3) Дзень настаўніка (3) Навагодні сцэнар (3) вечар адпачынку (3) сцэнар выпускнога балю (3) характарыстыка (3) 11 клас (2) 5 клас (2) 7 клас (2) вячоркі (2) дзень святога Валянціна (2) канспекты (2) масленіца (2) пераробленыя песні (2) фізіка (2) 10 клас (1) 6 клас (1) 8 клас (1) 9 клас (1) Гасцёўня (1) Міжнародны жаночы дзень (1) Шчаслівы выпадак (1) беларуская мова (1) біялогія (1) вечара сустрэчы выпускнікоў (1) восеньскі баль (1) геаграфія (1) дзень маці (1) дзяды (1) залатая восень (1) заняткі гуртка (1) калядкі (1) матэматыка (1) навучальныя класы (1) паседжання (1) песні (1) распрацоўка (1) свята павука (1) інфарматыка (1)