ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЧЕЛОВЕК И МИР
5 КЛАСС
в школах Белоруссии
(35 часов в год, 1 час в неделю)
1. Халиманович А.А. Человек и мир 5 класс / А. А. Халиманович [и др.]. – Минск : Нар. асвета, 2009.
2. Атлас : Человек и мир. 5 класс / под ред. А. А. Халимановича. – Минск : РУП «Белкартография», 2010.
Раздел 1. Человек и природа (25 ч)
№. урока | Тема урока | Кол-во часов | Материал учебного пособия. Основные термины и понятия | Практические работы, демонстрационные опыты, наблюдения | Домашнее задание |
Тема 1. Природа и ее исследование (3 ч) | |||||
1 | Тела и вещества живой и неживой природы. Явления | 1 | Тела живой и неживой природы. Природные и искусственные тела. Явления. Вещества органические и неорганические | Демонстрационные опыты: 1. «Горение органического вещества (целлюлозы)»; 2. «Прокаливание неорганического вещества (поваренной соли)» | § 1 Вопросы 1 - 3, задание 5 |
2 | Первоначальные представления о строении вещества | 1 | Строение вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества | Демонстрация моделей атомов и молекул. Наблюдение диффузии в жидкостях. Демонстрационный опыт «Превращение льда в воду, воды в пар» | § 2 Вопросы 1 - 4 |
3 | Способы исследования природы | 1 | Наблюдение, описание, измерение, опыт (эксперимент) | Наблюдения за явлениями живой и неживой природы | §3 Вопросы 1, 4 Оформление наблюдений |
Тема 2. Космос и Земля (7 ч) | |||||
4 | Космос. Звезды и созвездия | 1 | Космос. Звезды. Созвездия. Карта звездного неба. Наша Галактика - Млечный путь. Полярная звезда. Большая Медведица и Малая Медведица | Работа с картой звездного неба: поиск наиболее ярких звезд и отдельных созвездий. Определение на звездном небе положения Полярной звезды и направления на север | § 4 Вопросы 1,2, 4. Задание 5 Оформление наблюдений |
5 | Солнце. Солнечная система | 1 | Солнце. Солнце – источник жизни на Земле. Состав и строение Солнца. Солнечная система | Наблюдения неба днем | § 5 Вопросы 1, 2, 4 Оформление наблюдений |
6 | Планеты | 1 | Планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун | Наблюдения неба вечером (экскурсия в планетарий) | § 6 Вопросы 1, 2, 3 Оформление наблюдений |
7 | Астероиды, кометы, метеориты | 1 | Астероиды. Метеориты. Кометы | Наблюдения неба вечером | §7 Вопросы 1,2, 3 Оформление наблюдений |
8 | Планета Земля | 1 | Земля. Форма и размеры Земли, Образование и внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора | § 8 Вопросы 1, 2, 3, 5 | |
9 | Суточное вращение и годичное движение Земли | 1 | Суточное вращение Земли. Смена дня и ночи. Земная ось. Полюса Земли. Годичное движение Земли. Времена года. Дни равноденствий и солнцестояний. Северное и Южное полушария. Экватор. Полярные круги и тропики | Демонстрация с помощью теллурия смены дня и ночи, сезонов года, Нахождение на карте полушарий Северного и Южного полушарий, экватора, тропиков, полярных кругов. Наблюдение изменения положения Солнца на небе в одно и тоже время за определенный промежуток времени | § 9 Вопросы 1, 2, 3 Оформление наблюдений |
10 | Луна | 1 | Луна - спутник Земли. Движение и вращение Луны. Фазы Луны. Солнечные затмения. Приливы и отливы | Наблюдение изменения освещенности Луны (фаз Луны). Демонстрация с помощью теллурия солнечного затмения | § 10 Вопросы 1, 2, 3 Оформление наблюдений |
Тема 3. Горные породы и минералы (3 ч) | |||||
11 | Горные породы и минералы | 1 | Горные породы. Минералы. Разнообразие горных пород и их распространение в земной коре | Практическая работа 1 «Определение состава гранита» | § 11 Вопросы 1, 2, 4 |
12 | Разрушение горных пород. Осадочные горные породы | 1 | Разрушение горных пород под воздействием температуры, воды и живых организмов. Обломочные горные породы — песок, глина. Осадочные горные породы: торф, известняк, соль | Демонстрационные опыты: 1. «Расширение твердых тел при нагревании и сжатие при охлаждении. Разрушение гранита под воздействием температуры»; 2. «Оседание в воде частиц песка и глины»; 3. «Выпаривание соли из раствора» | § 12 Вопросы 1, 2, 3 |
13 | Полезные ископаемые | 1 | Полезные ископаемые. Руды. Неметаллические полезные ископаемые. Горючие полезные ископаемые: торф, уголь, нефть. Роль древних растений и животных в их образовании. Твердые, жидкие и газообразные полезные ископаемые. Использование полезных ископаемых в хозяйстве | Нахождение на карте «Республика Беларусь. Физическая карта» месторождений полезных ископаемых (нефти, гранита, песков, глины, торфа) | § 13 Вопросы 1, 2, 3 Задание 5 (по карте) |
Тема 4. Почва (2 ч) | |||||
14 | Почва и ее плодородие | 1 | Почва. Роль растений и животных в образовании почвы. Плодородие — основное свойство почвы | § 14 Вопросы 1, 2, 3, 4 | |
15 | Состав почвы. Охрана почв | 1 | Состав почвы. Значение почв для человека и в природе. Сохранение почвенного покрова | Демонстрационный опыт «Определение состава почвы» | § 15 Вопросы 1, 3, 5 |
Тема 5. Воздух (4 ч) | |||||
16 | Воздушная оболочка Земли (атмосфера) | 1 | Воздушная оболочка Земли (атмосфера). Образование воздушной оболочки. Роль растений в изменении состава воздуха. Воздух — смесь газов | Демонстрационный опыт «Диффузия в газах» | § 16 Вопросы 1, 3, 4 |
17 | Свойства кислорода и углекислого газа | 1 | Свойства кислорода, азота и углекислого газа. Значение кислорода для живых организмов | Демонстрационные опыты: 1. «Определение состава воздуха»; 2. «Получение углекислого газа и выявление его свойств» | § 17 Вопросы 1, 2, 3 |
18 | Физические свойства воздуха | 1 | Свойства воздуха (прозрачность, упругость, теплопроводность, расширение при нагревании). Значение свойств воздуха для природы и человека | Демонстрационные опыты: 1. «Растворение воздуха в воде»; 2. «Расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении» | § 18 Вопросы 1, 2, 4 |
19 | Нагревание и перемещение воздуха на Земле | 1 | Нагревание воздуха от поверхности Земли. Измерение температуры воздуха. Суточное и годовое изменение температуры воздуха. Перемещение холодного и теплого воздуха. Ветер (образование на примере бриза). Значение ветра для человека | Работа с картами - Нахождение гор со снеговыми вершинами Наблюдения за измерением температуры воздуха в течение дня | § 19 Вопросы 1, 2 ,3 Оформление наблюдений |
Тема 6. Вода (5 ч) | |||||
20 | Вода в природе. Планетарный круговорот воды | 1 | Воды Земли. Планетарный круговорот воды. Образование водной оболочки Земли | Работа с картами Нахождение на карте «Карта полушарий. Физическая карта» океанов и морей. Нахождение на карте «Республика Беларусь. Физическая карта» рек (Днепр, Неман, Западная Двина), озер (Нарочь) и болот | § 20 Вопросы 1, 3, 4 |
21 | Свойства воды | 1 | Свойства жидкой воды. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Пресные и соленые воды. Минеральные воды. Свойства льда | Демонстрационные опыты: 1. «Выявление свойств воды как растворителя»; 2. «Расширение воды при изменении температуры от + 4 °С до 0 °С» | § 21 Вопросы 2, 3, 5 |
22 | Испарение воды. Конденсация водяного пара. Образование облаков и тумана | 1 | Испарение воды в природе. Конденсация водяного пара — образование облаков и тумана | Демонстрационный опыт «Конденсация водяного пара» Наблюдение за облачностью и составление диаграммы облачности | § 22 Вопросы 1, 2, 4. Оформление наблюдений |
23 | Атмосферные осадки | 1 | Жидкие и твердые атмосферные осадки (дождь, снег, град, иней, роса) | § 23 Вопросы 1, 2, 3 | |
24 | Значение воды в жизни человека, животных и растений. Охрана вод | 1 | Значение воды в жизни человека, животных и растений. Охрана вод Земли | Демонстрационный опыт «Очистка воды фильтрованием» | § 24 Вопросы 1, 2, 4 Задание 5 |
25 | Обобщающее повторение | 1 | Вопросы обобщающего повторения |
Раздел 2. Человек и общество (8 ч)
Тема 7. Природное и общественное в человеке ( 3ч) | |||||
26 | Человек – часть природы. Человек – существо общественное | 1 | Человек — часть природы. Отличие человека от других живых существ. Человек общественное существо | § 25 Вопросы 1, 3, 4, 5, 6 | |
27 | Возможности и способности человека | 1 | Возможности. Способности. Одаренность. Талант. Гениальность | § 26 Вопросы 1, 2, 4 | |
28 | Здоровый образ жизни | 1 | Здоровье. Вредные привычки. Здоровый образ жизни | § 27 Вопросы 1, 2, 4, 5 | |
Тема 8. Человек среди людей (4 ч) | |||||
29 | Человек в мире культуры | 1 | Культура, достижения культуры, культурное наследие | § 28 Вопросы 1, 3, 5 | |
30 | Культура поведения | 1 | Правила поведения. Конфликтные ситуации. Манеры и мода | § 29 Вопросы 1, 2, 4, 5, 6 | |
31 | Человек —труженик | 1 | Труд. Виды профессий. Семейный бюджет | § 30 Вопросы 1, 3, 4, 5. Задание 6 | |
32 | Человек-гражданин | 1 | Гражданин. Конституция Республики Беларусь. Гражданская позиция человека | § 31 Вопросы 1, 2, 3, 5 | |
33 | Обобщающее повторение | 1 | Вопросы обобщающего повторения | ||
Резервное время | 2 |